Известный русский естествоиспытатель Климент Аркадьевич Тимирязев
назвал лишайники «растениями-сфинксами», таинственными,
загадочными и непонятными организмами. Прочитайте параграф и
ответьте на вопрос, что послужило основанием для такого утверждения.
Вспомните! В каких природных зонах России лишайники наиболее
многочисленны.
Многие антарктические лишайники окрашены в чёрный и другие тёмные
цвета. Как им это помогает выжить в суровых условиях?
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
1. К какой группе организмов можно отнести лишайники?
2. Каково строение лишайников?
3. Как питаются лишайники?
4. Какова роль лишайников в природе?
Выполни задание
1. Сравните и объясните роль водоросли, гриба и бактерии в жизни
лишайника.
2. Объясните суть выражения «лишайники — организмы-пионеры».
3. В толковом словаре найдите объяснение слова «лишайник»
Обсуди с товарищем
Почему лишайники могут заселять первыми самые суровые и необжитые
места?
Выскажи мнение
Лишайники — индикаторы чистоты воздуха.
Работа с текстом
1. Вставьте в слово пропущенные буквы: лИшайнИк. Составьте с этим
словом побудительное предложение.
2. Придумайте загадку о лишайнике.
3. Придумайте короткий рассказ о жизни лишайника.
4. Придумайте задачу, используя следующие данные: возраст
лишайника — 5000 лет, в год он увеличивается в диаметре на 10 мм.
5. Понаблюдайте, есть ли лишайники на деревьях в вашем городе.
Работа с моделями, схемами, таблицами
1. Из пластилина изготовьте модель строения лишайника.
2. Информацию о лишайниках, которые вы нашли около своего дома,
школы, отразите в таблице в своей рабочей тетради.